вторник, 8 июля 2014 г.

Путешествие на автомобиле в Грузию (часть 4)

Завершаю  свой рассказ о путешествии по Грузии в июле 2014 года.
Предыдущие части здесь, здесь и здесь.
На фото - Кварельское озеро.
Озеро в Кварели
Наш путь обратно:

Тринадцатый день.  Боржоми.
Выезд из Квариати в 7.30. Проезжаем Батуми,
Горы в Батуми
 держим путь на Боржоми, желаем попробовать легендарную водичку прямо из источника!
По дороге успеваю запечатлеть тоннель в горе, высота над уровнем моря - чуть меньше1000 м, наш навигатор потерялся в тоннеле, не сказал нам точных данных.
тоннель на Рикотском перевале
Вдоль дороги в разных местах продают всякую местную всячину - изделия из бамбука, глины, овчины, сладкие булки...  Останавливаемся у одной из точек, чтобы приобрести  на память "черепки" (как говорит моя подруга)  :-)))
Пейзажи за окном постоянно меняются - горы, реки,деревни, равнины...

Приезжаем в Боржоми,
Боржоми
находим информационный центр, а там работает удивительный человек – Артур, бездонный кладезь информации, позитива, общительности! Мы даже не представляли, сколько всего интересного находится в Боржоми и около него! Музей, национальный парк, поезд-кукушка в высокогорный Бакуриани, различные пешеходные, велосипедные, конные маршруты! Для кого интересен активный отдых - тому точно сюда! Мы же идем к парку Боржоми,
река Боржомка
поднимаемся на канатке на гору (канатка не такая современная, всего одна кабинка по тросу ездит то вверх, то вниз)
канатка в Боржоми
 осматриваем город и парк сверху:
 На горе полосами  растут разноцветные леса -так по-дизайнерски! :-)
 Внизу - город Боржоми
Вид на Боржоми сверху
 затем спускаемся, прогуливаемся по парку вдоль реки Боржомки. По характерному звуку я понимаю, что впереди будет водопад, подхожу ближе, фотографирую
 затем прохожу чуть вперед и вижу два водопада, да каких!!!
водопады в Боржоми
Мы решаем сходить к сероводородной ванне, раз уж идем в эту сторону. Идем, идем... наш путь проходит вдоль реки, очень красиво, но тропинка в основном каменная, не для моих ног...
 У меня возникает желание отказаться от этой идеи - ведь потом еще столько же идти обратно! Но встретившаяся нам грузинская семья сказала, что уже осталось немного, чуть пройти, затем мостик - и за ним уже ванна.
К нашему сожалению, это было в воскресенье, и народа в этом месте было очень много, молодежь плескалась и ныряла, всю воду взболтали, места всем не хватает… Но, невзирая ни на что, мы все-таки окунаемся, водичка теплая, 31 градус, небольшой серный запах присутствует.
На обратной дороге набираем тёплую минералку в парке в ремонтирующейся беседке
источник теплой минеральной воды в Боржоми
и холодную - за пределами парка, отстояв в очереди примерно полчаса – местное население не мелочится и приходит с 5-10 литровыми канистрами!) И у теплой, и у холодной минеральной воды есть небольшой сероводородный запах, на вкус она немного отличается от той, что нам продают в бутылках. Говорят, что в Боржоми раньше было больше общедоступных источников, в настоящее время они оказались в частных руках, один из них, например, на территории отеля (за мостиком)
 Решаем переночевать в Боржоми, так как устали от длительных прогулок на свежем воздухе, гостиницу нам помогает найти все тот же Артур, большое спасибо ему! Его контакты: chopin27@mail.ru, skype: arturion777, тел. +995 599302513.

Четырнадцатый день. Кахетия, Кварели.
Ранний подъем, выезд из Боржоми в 7.30, держим путь сначала на Тбилиси.
дорога на Тбилиси
По дороге успеваем запечатлеть монастырь Джавари  с другой стороны
храм Джавари в Мцхете
 Утренний Тбилиси:
Останавливаемся, чтобы подкрепиться перед дальнейшей дорогой. По дороге в кафе заглядываем в  тбилисский дворик. Да, не парадный Тбилиси тоже огорчает... Надеюсь, реставрация доберется и до этих двориков.
дворики Тбилиси
Подкрепились в кафе с замечательными интерьерами (это ненастоящая бабушка!)  :-)))
хинкали
 (не помню название кафе, оно находится на площади Свободы) и затем поехали в Кахетию, за лучшим вином и правильной виноградной чачей.
 В городе Кварели находятся винзавод «Корпорация Кинздмараули» и Кварельский тоннель для хранения вина компании «Хареба», нам – туда! По дороге проезжаем несколько сел, в которых продается по одному из видов товара: чурчхела, персики в ведрах, сулгуни. Мы не знали, что раз это тут продается, то и надо сразу брать, решили отложить покупки на потом. А оказалось, что потом уже таких сел нет, и кахетинские арбузы мы уже добыли с трудом, сулгуни и персики вдоль дороги не продавались…
И вот мы приезжаем, - куда?  - читайте надпись!)))
Корпорация Киндзмараули
Это Корпорация Киндзмараули, тут  нам провели небольшую бесплатную экскурсию по заводу, а затем и бесплатную дегустацию 4 видов вина, потом еще и бренди дали попробовать (не имеют права называть данную продукцию коньяком, хотя по вкусу- приличный такой коньяк, 17-летней выдержки).
Тут мы прикупили основную партию вина домой, в том числе самое понравившееся нам Киндзмараули
Вино Киндзмараули
В компании Хареба производство вина расположено не в Кварели, тут только хранилище. Экскурсия платная, 3 лари. Дегустация 2-х видов вина – 10 лари. Отказались от дегустации, лучше я целую бутылку за эти деньги куплю!))). Тоннели для хранения вина впечатляют, их длина около 13 км, температура в них составляет 14 градусов круглогодично, поддерживается естественным способом. Тоннели были построены еще во времена Советского Союза, использовались для хранения вина со всех винзаводов Грузии, в 2004 году  их выкупила компания Хареба.
Тут мы тоже пополнили свои запасы вина для домашнего употребления. Эх, жаль, что есть ограничения на его ввоз,  хотелось набрать побольше, ведь столько еще не попробовано!)))
План по закупке алкоголя выполнен, и мы решаем посетить ближайший туристический объект -  Кварельское озеро. В настоящее время оно находится в частных руках, перед въездом – шлагбаум. Охрана не хочет пускать, если мы не в ресторан. Говорим что нам, как туристам, очень интересно посмотреть на ваше замечательное озеро, и нас пускают.
 Подъезжаем к озеру, а тут -  красота неописуемая, многочисленные горы отражаются на поверхности озера.
горное озеро возле Кварели
 Едем к отелю, который построен на берегу, фотографируем, и, покоренные красотой этого места, решаем тут поужинать.
озеро в горах Грузии
Пейзажи наверно как в Швейцарии, персонал приветлив и доброжелателен, разговариваем с менеджером – здесь находится  СПА-отель Kvareli Like resort, который работает по системе «все включено», сайт www.mgroup.ge.
Озеро нам очень понравилось, не хотелось уезжать... Но нужно собираться домой, едем устраиваться в отель Кавкасиони в Кварели. Во дворе отеля сидит небольшая компания местных ребят, и мы спрашиваем у них – где нам купить настоящей виноградной чачи. Тут же находится генацвале, который дарит нам 0,5 литра своей чачи. Мы настаиваем, что нам нужно купить 1 литр. Находится второй генацвале, который тут же едет за чачей к себе домой, и тоже в подарок! Ошарашенные такой щедростью, дарим им бутылку зубровки «Бульбаш», объясняем её название и процесс настаивания на зверобое. Дальше необъяснимым образом накрывается стол и организуется спонтанное застолье, с обсуждением способов рыбалки, имеющейся рыбы в местных реках, о жизни, о Грузии, о друзьях и прочем…  У нас был план встать пораньше, но он сломался, как сломался черпачок…))))
                 *** Соревнование "кто больше выпьет". Участвуют русский, француз и немец. Комментатор:  - Итак, на арену выходит француз. Что он будет пить? Конечно, шампанское! Чем он будет пить? Конечно, бокалами! Итак, 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый бокал... Сломался! Сломался наш француз...Пока откачивают француза, русский разминается «Лучистым».
... На арену выходит немец. Что он будет пить? Конечно, пиво! Чем он будет пить? Конечно, кружками! Итак, 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая, 5-ая, 6-ая кружка... Сломался! Сломался наш немец... Пока откачивают немца, русский разминается «Лучистым».
... И вот на арене русский! Что же он будет пить? Конечно, водку! Чем он будет пить? Конечно, черпачком! Итак, 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый черпачок... Сломался! Сломался черпачок... Пока чинят черпачок, русский разминается «Лучистым»!!!****

Нас приглашают остаться еще на денек-другой, обещают шашлыки и продолжение застолья с общением, но времени на это  уже нет, пора возвращаться...

Пятнадцатый день. Кварели-Телави-Тианети-Жинвали-Россия.
Выезд из Кварели около 9 утра, направляемся в сторону Телави – Тианети –Жинвали, по расстоянию это короче, чем возвращаться через Тбилиси. Мы конечно же уточнили в Кварели, можно ли ехать по этой дороге, на нашей карте она обозначена желтым цветом (как и дорога к Телави, Кварели). Да, сказали нам, дороги в Грузии в основном хорошие. И мы поехали… По дороге видели, как появляются облака из гор
облака в горах
Заглянули на озеро Ильи и речку Дуруджи (вот это черное пространство под мостиком и есть русло реки, сейчас она течет небольшими ручейками)
река Дуруджи
Проехали Телави, а за ним - аэропорт Мимино, как тут не остановиться сфотографировать! От старых построек ничего не осталось, все новое, зато через стеклянные двери видны те же горы, которые видел Мимино!
аэропорт Мимино
После селения Ахмета вдоль реки Алазани дороги закончились, и началась «горная грунтовка»…
горная грунтовка
 Проехав несколько минут, решаем вернуться в село и спросить, как же все-таки с дорогой. А такой дороги – 30 километров, да все по горам. Местные по ней практически летают на маршрутках и легковушках запросто, потому что через Тбилиси до Жинвали отсюда уже получается под 400 км. Ну что ж, Меганом и Тарханкут в Крыму, Малый Утриш под Новороссийском пройдены, будем штурмовать и грузинские горы!
Едем медленно, красота вокруг – необыкновенная, горы разные, пейзажи напоминают альпийские луга с коровками.
горные пастбища в Грузии

Перед Тианети дорога появляется,  что придает оптимизма. Однако, в самом городке нам говорят, что впереди 10 км хорошей дороги и 10 плохой...Едем дальше, на "плохом" участке работает строительная техника, гору подрезают, дорогу подсыпают - со временем там будет достойная дорога.

Практически к обеду выезжаем к Жинвальскому водохранилищу, на Военно-Грузинскую дорогу. Водохранилище впечатляет бирюзовым цветом воды, мне удалось сделать только одно фото с реальным цветом воды, более красивые виды водохранилища получились без точной цветопередачи.
Жинвальское водохранилище
Едем дальше, к границе, виды гор меняются один за другим:
 а ближе к перевалу начинаются самые невероятные горы и серпантины – аж дух захватывает!

горы возле Крестового перевала
 В Гудаури останавливаемся на заправке, отдаем последние 35 лари на топливо. Воздух разреженный, дышать трудновато. Дальше останавливаемся на обзорной площадке, в этот день облачно, и фотографии не передают всей красоты гор. Казбек тоже где-то прячется в облаках, но мы точно знаем, что он здесь есть!
Вид с обзорной площадки на Крестовом перевале
 Вид на реку Терек
река Терек
Едем по военно-грузинской дороге, периодически проезжаем по тоннелям в горах–они не освещены, темнота – хоть глаз выколи, сразу вообще непонятно, куда едешь. Но тоннели не слишком протяженные, вскоре виден свет на выходе.
 На месте схода селя до сих пор находится строительная техника, проводятся работы по расчистке.
дорога после расчистки от селя
Проезжаем и этот участок, и вот уже КПП. Границу проходим быстро, как с грузинской, так и с российской стороны, никто ничего не требует, все приветливы и доброжелательны. Все, Грузия – до свидания!
Во Владикавказе нам навстречу едет местная свадьба, говорят, это хорошая примета
свадьба во Владикавказе
 До вечера успеваем проехать за Невинномысск, солнце садится,
закат
  и мы решаем остановиться в приличной на вид гостинице Арго. Внутри вроде как задумано все хорошо, но содержится не в лучшем состоянии, после мы узнаём, что хозяин болеет, а за гостиницей смотрят кое-как. Кафе возле гостиницы тоже не радует ни интерьером, ни ассортиментом…

Шестнадцатый день. Дорога по России.
Выезд из гостиницы в 8.00, старт на Москву. Все стандартно – ремонты на М29, пробка в Ростове-на-Дону из-за ремонта моста, пробка в Лосево, дальше в основном все спокойно. По дороге погода меняется на глазах, от +30 под Ростовом до +12 под Воронежем, плюс дождь. Правда, после дождя радугу показали (фотографировала на ходу)
радуга
Вот и все, закончилось наше путешествие в Грузию. Впечатлений осталась огромная масса, еще неделю после приезда мне снились горы Грузии!)

1. Вау!!! Какой колорит!!! Какие "черепки", какая бабушка, какие виды природы (похоже на Италию), какие истории про 0,5 чачи своего задела от всей души. Так охота в Грузию!!! Брависсимо! А почему нет пойманной рыбы?

1. Светик, спасибо!) Поехали осенью в Грузию! Как раз и рыба будет, и сбор винограда, и овощи-фрукты, да и горы никуда не денутся!)))
      Рыбы нет, потому что море теплое было, она уходит в более холодные места. Осенью должна прийти опять, когда море поостынет.

2. Красиво! Жаль, что нет фотографии спонтанного застолья ))

1. Галина, как-то не пришло в голову фотографировать наше застолье, да и темно уже было, мы были на улице. Вообще мне кажется, что для таких поездок камера должна быть встроена в глаза туриста, чтобы велась съемка в непрерывном режиме, а потом можно было бы выбрать иллюстрацию к любому событию)))

3. Спасибо за рассказ, как будто вместе с вами по Грузии проехала! Раньше мне казалось, что в этих местах опасно путешествовать на машине, но вы этот миф развеяли:)

1. Инна, спасибо за отзыв! В Грузии действительно довольно безопасно, там новая система полиции, которую ввел Саакашвили, преступности практически нет.

4. Света, это самый подробный и самый интересный отчет о путешествии, который я когда-либо читала!!! Представляю, сколько потребовалось времени переработать фото, сформулировать впечатления в слова! Спасибо тебе, что не поленилась рассказать о нем! Я узнала много чего нового и интересного, и конечно, прекрасные фото доставили немало эстетического удовольствия!

1. Алеся, спасибо! Да, времени на отчет ушло немало, и я еще не все фото показала, их так много получилось, трудно было выбирать. Там настолько красивая и разная природа - что фотоаппарат за день разряжался))). Написать старалась довольно подробно, но в устном виде еще могу пару часов дополнительно рассказывать - столько впечатлений, что их сложно уместить в нескольких постах.

5. Светлана, как все красиво!!!
    И "черепки" мне понравились ))))
    Здорово, что тебе снится Грузия, это хорошие сны!

1. Наташа, не то слово хорошие сны, они даже волшебные!)))

6. Светик, срочно размещай свой отчет на forum.awd.ru. Отчет замечательный, думаю многим поможет. А уж "карта вин" можно издать как "путеводитель" для "пользователя".)))

7. Специально заглянула на форум, посмотрела там все отчеты о Грузии. Твой самый занимательный и позитивный, и новый!!! Обязательно размещай. Ты просто умница. Я тобой горжусь (вспомнилась наша учительница по рус. яз. Александра Никитична - я думала она навсегда истребила в нас желание что-либо и где-либо писать ))))

1. Светик, спасибо, очень приятна твоя оценка моего отчета, ты, как бывалый путешественник многое видела, и если тебя заинтересовал отчет, значит, он достойный!))) Наша вчителка совсем ничему не научила, но я тренировалась на письмах Тане в Америку :-)
      По поводу форума awd - пока отдохну от компьютера, хочу шить-шить-шить, соскучилась без рукоделия. Чуть позже может и до них дойду, на это опять же время надо, разобраться, куда там писать, как фото загружать...

8. Большое спасибо за рассказ!))) Читала с большим интересом.))) Отдельное спасибо за чудесные фотографии.)))

1. Ксения, спасибо за отзыв, очень приятно, что было интересно!

9. Анекдот классный, повеселилась )))))))) И вообще, Света, спасибо за рассказ -очень интересно! Такие красОты, а вы такие молодцы! Так захотелось повидать все это... Пока там еще на русском кто-то говорит )

1. Лида, а я думала, что этот анекдот из советского детства знают почти все))).
      Если собираешься в Грузию - собирайся и езжай, там пока еще есть очень демократичные цены и русскоговорящие грузины. Саакашвили за 8 лет очень многое поменял, сдвинул, сейчас другая партия и многое будет зависеть от выбранного ими курса, все ведь может поменяться, и не в лучшую сторону... Пока полиция держится на прежних устоях, в Грузии высокий уровень безопасности.

10. Светочка, удивительное путешествие!!!!!!Спасибо за рассказ!!!!Очень захотела все повторить!!!

1. Светик, повторяй, только без Дагестана-Азербайджана, это будет менее экстремально)))

11. Отличный рассказ. Все части очень информативны и передают настроение. Спасибо за труд! А фотографии наверное никогда не передают реальное впечатление от увиденного.

1. Евгений, спасибо за отзыв! Согласна, что фотографии не могут передать весь спектр ощущений - когда ты видишь все это вживую, вообще дух захватывает, фото - лишь небольшое мгновение, маленький кусочек виденного тобой мира. Жду твой отчет, интересно увидеть твои фото и прочитать впечатления.

12. Спасибо!!!
    Полно дел, а я все бросила и сидела впитывала! Спасибо!

1. Ольга, спасибо за внимание к отчету, так приятно, когда посты интересны другим людям, значит, не зря столько времени потратила на написание!)